21-22 октября в Москве состоялась очередная встреча русско-французского семинара, посвященного проблемам гуманитарного знания в рамках проекта “Основания гуманитарных и социальных наук в России: сети и циркуляция моделей знания с XVIII века по 1920-е годы”.

Семинар организован Центром гуманитарных наук Аквитании (Maison des Sciences de l’Homme d’Aquitaine – MSHA), Лабораторией “ЕЕЕ” (Europe Europ?anit? Europ?anisation) Национального агентства научных исследований Франции, Университетом им. Мишеля Монтеня (Бордо-3).

 Главный вдохновитель и координатор семинара – проф. Мариз Денн, директор Научно-исследовательского центра по изучению славянских цивилизаций (Университет им. Мишеля Монтеня, Бордо-3), член научного совета лаборатории “ЕЕЕ” .

Семинар — это очередная встреча в рамках проекта “Основания гуманитарных и социальных наук в России: сети и циркуляция моделей знания с XVIII века по 1920-е годы” (руководитель – Владимир Берелович, проф. истории русского отделения Университета в Женеве и профессор Высшей школы социальных наук, Франция).

Работа семинара включала взаимный обмен материалами и текстами – результатами научных исследований между российскими и французскими участниками в режиме электронной коммуникации, а также проведение обсуждений ключевых докладов на нескольких рабочих встречах-сессиях в России и Франции.

Постоянные участники семинара с российской стороны:
– Гоготишвили Людмила (Институт философии Российской Академии наук РАН, Москва);
– Хоружий Сергей Сергеевич (Институт философии Российской Академии наук РАН, Москва);
– Козырев Алексей (профессор философии, Московский Государственный университет им. Ломоносова);
– Троицкий Виктор (Библиотека-музей «Дом Лосева», Москва).
Постоянные участники семинара с французской стороны:
– Денн Мариза (Universit? Bordeaux 3, профессор университета, доктор философии);
– Ланн Жан-Клод (PR, Universit? de Lyon 2);
– Ларюэль Франсуа (почетный профессор в Paris X);
– Серс Филипп (философ, эссеист и искусствовед, доктор философии, Facult? Notre-Dame, Coll?ge des Bernardins ? Paris).

Программа очередной московской встречи:

21 октября, четверг
Заседание в Институте философии РАН (на Волхонке)

Доклад Франсуа Ларюэля (Университет Париж 10 Нантерр)
Представление не-философии.

Доклад Анны-Франсуазы Шмид (проф. философии и эпистемологии INSA в Лионе, Институт горнодобывающей промышленности в Париже)
Родовая эпистемология: от Эго к коллективной интимности.

22 октября, пятница
заседание в Доме Лосева (Арбат, 32)

11.00 – 13.00
Выступление В.Троицкого. Представление основных тезисов: “Три образа знания”
(сопоставление платонизма, картезианства и «образа знания», представленного в работах П.Флоренского и А.Лосева).

Ответы на вопросы гостей и участников группы по тексту доклада.

А.-Ф. Шмид: обсуждение доклада предыдущего дня
Родовая эпистемология: от Эго к коллективной интимности”.
Ответы на вопросы гостей и участников группы.

14.00 – 16.00
Круглый стол: обсуждение основных положений докладов В.Троцкого и А.-Ф. Шмидт.

Краткое содержание докладов:

 Франсуа Ларюэль: Представление не-философии

Всякая философия предполагает особый опыт Реального (идея, субстанция, восприятие, научный предмет, ум, воление и т.д. ) и синтаксис, или собственную логику (логическое, трансцендентальное, различные диалектики, парадокс, различие и т.д.), которые вступают во взаимоотношение одно с другим. Философия всегда развивается в измерении дублета или двойной трансценденции. В форме одностороннего дуализма и одно-сторонности не-философия отвечает на это двойное требование, упрощая и радикализуя его одновременно, вводя скорее физическую и числовую, нежели языковую и логическую модель мысли. Не-философия — это не столько философия науки, сколько микронаука в философии, но сохраняющая макроскопическую позицию. Реальное представляет собой радикальную имманенцию («Одно-в-Одном»), не имеющую трансценденции на всем протяжении феноменологической дистанции. Оно понимается как Последняя Инстанция или родовой субъект, а не как индивидуальное ego. Синтаксисом этого Реального является дуальность радикальной имманенции волнообразного типа, покоряющаяся началу сверхполагания, исключающему всякое удваивание, и трансценденции, которую оно удерживает, это не диалектика и не различие. Поскольку Реальное имманентно вплоть до трансценденции, которую оно привносит, оно заключает в себе простую форму без удвоения. Последняя сущность не-философии векторна и единолична и вторгается как Другое (Чужое, Постороннее) или Мессианическое. Она выходит как чисто человеческая мессианичность за пределы философского пространства. Она – единственное лицо Единого.

Анна-Франсуаза Шмид:
Родовая эпистемология: от Эго к коллективной интимности

Цель доклада — выразить проблемы и апории современной эпистемологии и показать, какие следствия из неё вытекают и какие её модификации необходимы, чтобы понять науку и вытекающие из нее дисциплины.  Некоторые идеи русской философии (Г.Шпет) могут обогатить на этом пути классическую западную мысль: идея алгоритма творчества, а не только его теоретической структуры, идея предвидения будущих наук, а не только истории наук, это скорее идея культурного многообразия, чем дисциплинарного знания. Опираясь на эти идеи, можно показать, что в науках понятие ego связано с понятием дисциплины,  и что та точка зрения, которая ищет определенность идентичности наук иными средствами, чем дисциплинарность, приводит к связи этой идентичности с концептом “коллективной интимности науки”. Дисциплины по-прежнему значимы, но они больше не находятся в центре внимания, они испытывают некое подобие “перевода” на периферию. Таким образом, возможно построить идею науки, относительно независимую от идеи дисциплинарности и от ее ставшего состояния, и с большей открытостью принять появляющиеся новые дисциплины.