С. С. Хоружий. От антропологической прагматики
к антропологической эвристике: стратегии развития синергийной антропологии

>о докладчике
>стенограмма

Анализируя место и роль синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте, доклад намечает следующий, «эпистемостроительный» этап ее развития. Настоящий момент оценивается как стадия перехода от «прагматики» к «эвристике». Первые проблемы, изучавшиеся синергийной антропологией, были прагматического рода: мы применяли новый подход к анализу различных современных явлений, из круга наиболее актуальных: феноменов глобализации, экстремизма, виртуальных практик, новейших художественных и телесных практик и т.д. Однако по мере развития синергийной антропологии, а также и всего широкого русла неклассической антропологической мысли, все ясней становилась важность и другого круга проблем, более общего и принципиального характера.

Мысль о человеке сегодня – на пороге некой кардинально новой стадии развития, и чисто негативный эпитет «неклассический» еще никак этой стадии не раскрывает. Так наз. «неклассическая антропология» должна быть продумана в целом, как определенный феномен в сфере гуманитарного знания. Необходимо понять ее основания, методологические и эпистемологические, увидеть ее место и статус в системе знания. Должна ли она мыслиться как отдельная наука или комплекс наук или каким-то иным, особым образом? Как изменятся ее отношения с другими гуманитарными дискурсами, как новая концепция человека скажется на их содержании?

Как «живой пример» неклассической антропологии, синергийная антропология дает возможность конструктивного анализа таких вопросов. Взгляд на нее под новым углом зрения, методологическим и эвристическим, по-новому видит ее природу и открывает для нее новые перспективы. Под этим углом, она предстает не только как «модель человека», дающая описание конкретных явлений, но и как методологическая парадигма, способная охватить, вообще говоря, всю сферу гуманитарного знания. По крайней мере, в потенции, она доставляет способ репрезентации гуманитарных дискурсов, эксплицирующий антропологическое содержание каждого из них, а также способ организации всего их комплекса. Иными словами, она несет в себе не что иное как ядро определенной эпистемы для гуманитарного знания – эпистемы, ставящей во главу угла антропологию.

Наряду с раскрытием эпистемостроительных аспектов синергийной антропологии, мы специально обсудим, в свете этих аспектов, отношения синергийной антропологии с философской антропологией и философией как таковой. Традиционная проблема отношения философии и религии разрешается при этом по-новому, в антропологическом плане.