В.М. Розин.  Философско-антропологические проблемы здоровья

>о докладчике
>стенограмма

Основные тезисы доклада

1. Мы захвачены антропологической революцией.
Бурное развитие биотехнологий и психотехник, кризис идентичности личности, осознание телесности в отличие от биологического тела, проектная идеология в отношении себя  и пр.

2. Постепенно осознается, что медицинский подход, медицина как идеология и индустрия имеют свою обратную негативную сторону.
Вторичные заболевания от неправильного лечения, несогласованные действия медиков, отвечающих за отдельные процессы и подсистемы организма человека, потребление ненужных или даже вредящих медицинских лекарств (услуг), распространение медицинских мифов и т.п.  

 3. Медицинская концептуализация здоровья в настоящее время подвергается критике и переосмысляется. Медицинская наука не дает нам точных знаний, позволяющих быть здоровыми и лечить многие заболевания; физические страдания и боль сами по себе не свидетельствуют о нездоровье; медицина не является единственным «субъектом», отвечающим за здоровье. 

4. Два важных тренда  изменения понимания здоровья связаны  с деятельностной и духовной трактовкой.
Не физическое, психическое и социальное благополучие и соответствие норме, а умение справляться с болезнями, поддерживать эффективность и хорошее самочувствие, правильно жить. 

5. Здоровье человека представляет собой результирующую многих практик.
Главные из них: здравоохранение, физическая культура и спорт, СМИ, альтернативная медицина, личные «практики себя».  

6. В настоящее время практики себя и личные концепции здоровья начинают задавать целое в отношении здоровья. Целое в смысле органики и обусловленности. Это целое вступает в конфликт с другим целым – социальными практиками, концепциями и схемами здоровья.

6. В свою очередь практики себя и личные концепции здоровья обусловлены общим характером жизни человека. Его представлениями, устремлениями, образом и стилем жизни, культурой и пр.  

7. Одна их характерных черт антропологической революции – рефлексия индивидуальной жизни и попытки сознательно её строить. То же самое в отношении здоровья. Но здесь обнаруживается, что наше жизнь и здоровье – феномены, скорее естественные, чем искусственные. Да, мы можем выстраивать разные практики себя и незначительно в рамках гражданского общества влиять на социальные практики, определяющие здоровье, но поскольку наше здоровье является результирующей многих практик, а объемлющее целое создать пока (а возможно, и вообще) не удается, здоровье в целом практически не поддается управлению и формированию. 

8. Интенция на правильную жизнь и здоровье и реализация этих идеалов возможны лишь в «зоне ближайшего развития», где уже сложились условия для желаемых воздействий на самого себя.
На мой взгляд, проектировать себя человек, конечно, может, но проектно переделывать себя, получая задуманный  результат, он не в состоянии.  

9. Правильная жизнь и ближайшее развитие, тем не менее, не могут сложиться сами собой, без наших сознательных усилий и работы.   

 

Краткое резюме доклада и дискуссии

Предваряя доклад, ведущий семинар С.С. Хоружий отметил, что это первый доклад, открывающий важную антропологическую тематику, связанную с пониманием человека как биологического и физического существа. Подход докладчика близок идеям синергийной антропологии, поскольку Вадим Маркович Розин строит концепцию здоровья с позиции, которую можно охарактеризовать как “интегральная антропология”. Также в его концепции используются понятия “антрополгических практик” и “практик себя”.

Выступая Вадим Маркович Розин подчеркнул, что одной  задач философии является критика той реальности, которая “уходит”, но одновременно философия намечает новое понимание реальности, которое соответствует “вызовам времени”. Подобное “конституирование” реальности происходит как в философском, так и в иных дискурсах, за которыми “высвечиваются” определенные схемы сознания, с помощью которых эта реальность “ухватывается”. Мы отталкиваемся от “вызовов времени”, от проблем, но решение ищем и действуем в “объектной реальности”. Схемы и позволяют переходить от проблемной ситуации к видению объекта, а следовательно и к практическому действию по отношению к нему. Это одна из ключевых функций схемы в отличие от модели. Модель предполагает наличие объекта, схема же его задает и позволяет практически действовать.

В этом методологическом контексте и строит докладчик концепцию здоровья, анализируя дискурсы, которые используют понятие здоровья, и те схемы - те концептуализации “здоровья” и “человека”, которые эти дискурсы высвечивают. Прежде всего это дискурсы, относящиеся к современной научной медицине, гомеопатии и нетрадиционной медицине.  Все эти дискурсы анализировались с точки зрения их “устройства”, позитивных аспектов развития и негативных моментов, связанных с ограничением тех схематизмов в трактовке человека и его “здоровья”, которые лежат в их основании.