О.И. Генисаретский. Дианойая, диатимия и диагония: опыты концептуализации антропологического поворота

>о докладчике
>стенограмма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое резюме доклада

Доклад посвящен “оптике”сознавания чего-либо, и в частности, “времясознаванию”.  
Перечисленные в названии доклада термины с приставкой “диа-” — это новые ключевые слова, которые нужны прежде всего для повышения “резкости” понимания самой темы “сознавания” в антропологическом контексте.  “Диа-”  означает нечто “несущееся”, сквозящее. В частности, термин “дианойя” обозначал в греческих текстах “личностное мышление”.

В докладе дается комментарий к одной из статей Вячеслава Иванова, в которой образно выражена идея модели бифокального времени. Суть ее состоит в том, что время облажает бифокальной хронодинмикой, то есть движение времени происходит в двух направлениях: из прошлого в будущее и из будущего в прошлое, но которое мыслится нами как одновременное. В этом смысле настоящее есть точка встречи этого взаимообразного движения. Об этом самодвижении времени в взаимобратных направлениях писал и Павел Флоренский в “Иконостасе”, рассматривая время бодрствования и время сна. На этой же идее был построен и тренинг Г.И. Гурджиева — практика ежедневного припоминания (перед засыпаниенм) событий дня, но в обратном порядке.
Эта “оптика” сознания трудно уловима, поскольку мы не замечаем того, что нам “привычно”. Однако стоит задуматься, почему мы, например, прежде чем прыгнуть в воду считаем “раз, два, три..”. Что, — спросил докладчик у аудитории, — первичнее: слово или число? По мнению докладчика — число, в котором выражается осознавание нами первичных витальных ритмов. Докладчик также отметил, что важной характеристикой этой “оптики” является интенциональность, интенция и интесивность.