О.А.Богданова.
Человек Достоевского в светет синергийной антропологии

>о докладчике
>стенограмма

Доклад посвящен диагностике антропологических типов, представленных в романах Достоевского.

Докладчик, Ольга Алимовна Богданова, используя понятия синергийной антропологии —  Антропологической границы, ее топики, — рассмотрела некоторые черты “предельной антропологии” Достоевского в изображении им “русского характера”. Это, во-первых, “широкость” русского человека, которую докладчик объясняет связью с топикой Человека Безграничного эпохи Просвещения. А во-вторых, “мечтательность”, которая рассмотрена в докладе как актуализация виртуальной топики Антропологической Границы  в эпоху Романтизма на рубеже XVIII-XIX вв. 

Богданова также подчеркнула, что Достоевского можно считать “пионером” новой неклассической антропологии в литературе. Еще в юности он писал в письме брату, что человек — это “тайна”, и он собирается ее постигать, потому что и сам “хочет быть человеком”. До Достоевского в литературе доминировала “натуралистическая концепция” Человека, опирающаяся прежде всего на философию Фейербаха. Согласно этой концепции сущность Человека в его природном стремлении к счастью. Эта “благая” природа человека вечна и неизменна, а задача общественных преобразований - привести общественные условия в соответствие с человеческой природой. Достоевский же помещает человека в “предельные” ситуации, ставя своеобразный “эксперимент” и исследуя его “предельные” проявления, феномены “границы”.  И эти проявления вовсе не укладываются в концепцию неизменной благой сущности человека. Новые подходы к пониманию человека, разработанные в синергийной антропологии, предлагают, по убеждению докладчика, более адекватные средства для антропологического анализа.

АННОТАЦИЯ ДОКЛАДА

Достоевский – один из пионеров неклассической антропологии. Еще в юности провозгласив человека «тайной» (в противовес рационалистическим учениям XVIII-XIX веков), он всю жизнь пытался ее «разгадать», исследуя в своем творчестве текучие, пограничные состояния человеческой личности, открывая для нее новые горизонты формирования в различных направлениях.

Используя пристальный текстуальный анализ, докладчик показывает постепенный переход писателя от классической новоевропейской, эссенциальной, антропологии – к неклассической, энергийной; переосмысление в его творчестве понятий о человеческой природе (сущности) и свободе как «самостоятельном хотении» (энергии).

Основным инструментом исследования в докладе стала категория Антропологической Границы и ее топик, разработанная С.С. Хоружим. Докладчик останавливается лишь на некоторых чертах «предельной» антропологии Достоевского, которые, конечно же, не ускользали от внимания исследователей, но обычно интерпретировались по-другому.

Это, во-первых, «широкость» русского человека, которая частично объясняется связью с гибридной формацией Человека Безграничного, человека европейского Просвещения. Во-вторых, антропологизация исторического дискурса – когда Достоевский указывает на резко несходные между собой «породы» людей разных исторических эпох. В-третьих, феномен  мечтательства, который докладчик связывает с виртуальной топикой Антропологической Границы, актуализировавшейся в эпоху Романтизма, на рубеже XVIII-XIX веков. Двойственная авторская оценка мечтательства молодым Достоевским объясняется, с одной стороны, мощным литературным влиянием писателей-романтиков, воспевавших, боготворивших мечту, с другой – имплицитными православными токами, в которых мечта – духовный соблазн, прелесть. Анализируется также немаловажное влияние на молодого Достоевского антропологии Ф. Шиллера. Затрагивается и различие между «сентиментальным мечтателем» 1840-х годов и «мечтателем-деятелем» зрелого творчества Достоевского.