Театральная антропология Ежи Гротовского.
Засдание первое: 23 декабря 2009 г.

>стенограмма
>Н.З.Башинджагян

Это заседание семинара было посвящено памяти известного польского театрального режиссера Ежи Гротовского. Оно проходило в необычном формате: перед участниками семинара, собравшимися в Центре современного искусства, выступила специалист по польскому театру, переводчица текстов Гротовского Натэлла Захариевна Башинджагян. Она принесла и показала фильм, подготовленный польским телевидением, о работе “Бедного театра” Гротовского и рассказала о своих встречах с Мастером. 
Прошло 10 лет с момента смерти Гротовского, и по инициативе ЮНЕСКО и Театрального Института Польши 2009 год был объявлен “Годом Гротовского”.  В театральных центрах по всему миру прошли акции, посвященные памяти самого необычного и известного польского театрального режиссера.

 

Сергей Сергеевич Хоружий в своем вступительном слове подчеркнул, что для антропологов фигура Ежи Гротовского представляет особый интерес, поскольку в основе его уникальной театральной системы лежит поиск, исследование феномена человека. Выстроенная Гротовским театральная практика - это не деятельность по “постановке спектакля”, а изучение личности, опыта человека, выраженного в театрализованном действии. Это особым образом практикуемая театральная антропология. 

 Исходная позиция режиссера определила тот —  по выражению С.С. Хоружего —”антропологический поворот”, который произвел Гротовский во взглядах на театр и в понимании сути театрального действия. Он “переориентировал” театр от обращенности на Зрителя к обращенности на Актера.

 

Вместе с тем, как подчеркнул С.С. Хоружий, Гротовский задал множество загадок, которые еще ждут “антропологических расшифровок”. В частности, при обращенности театрального действия на Актера, Зритель никуда не исчез, он тоже нужен, но он стал “проблемой”. Какова же в этой театральной системе конфигурация диады “актер-зритель”?

Вторая загадка связана с еще одной переориентацией, “поворотом”, который произвел Гротовский: перенесение акцента с постановки спектакля на его “подготовку”. Вместо представления — актерский тренинг. По своей “морфологии” система Гротовского - это программы различных актерских тренингов, то есть работы с телесностью. Если брать исследовательский замысел, то театральная антропология Ежи Гротовского близка к идеям синергийной антропологии: он рассматривает опыт Человека на пределе, что роднит его тренинги с духовными практиками, но каков путь от такого тренинга к личности актера, что ее конституирует?

Как написал П.Брук - известнейший английский режиссер: “По моему мнению, наибольший вклад Гротовского в развитие театра заключается в необычном соединении духовности с научной точкой зрения”.

В своем выступлении Натэлла Захариевна Башинджагян отметила, что “загадочность” системы Гротовского усугубляется еще и тем, что доступной информации о его работе очень мало, поскольку сам мастер редко  допускал посторонних на репетиции спектаклей. Предваряя демонстрацию фильма о его творчестве, она рассказала, что некоторые видеоматериалы, которые мы имеем возможность сегодня смотреть, сохранились только благодаря “несанкционированной” съемке почитателей творчества мастера. В частности, это относится к запечатленному на пленке одному из трех самых прославленных спектаклей Гротовского “Стойкий принц”.  Поэтому те материалы, которые фигурируют в различных фильмах о Гротовском, часто повторяются и представлены не в лучшем “съемочном” качестве. Но, вероятно, и качественная съемка не могла бы передать тех чувств, которые испытывал зритель, непосредственно находящийся в зрительном зале во время этого “театрального действа”.

Несмотря на то, что целью актерских тренингов была импровизация, обнаружение и проявление “спонтанности”, это сочеталось с удивительной профессиональной точностью и выверенностью каждой детали исполняемого действия, что подкреплялось исключительной дисциплинированностью актеров, которую приравнивали к “монастырской”.

Встреча завершилась показом фильма польского телевидения, в котором участники семинара смогли увидеть кадры из спектаклей, тренинги, услышать размышления самого Ежи Гротовского о творческом пути созданного им “Бедного театра”, а также комментарии актеров, работавших с мастером.