П.Б. Сержантов. Антропология времени и духовная практика исихастов

>о докладчике
>стенограмма

АННОТАЦИЯ ДОКЛАДА

В исихастской традиции важное место занимает именно антропология времени, то есть время, соразмерное духовным состояниям человека. Первый, кто ввел антропологическое время в теоретический дисурс, был Блаженный Августин. До Августина время считалось атрибутом космической Души, Августин же говорит о времени как о мере человеческой души. 

Сила души, проявляющаяся в памяти, созерцании, ожидании, выстраивает внутренний временной ряд человека.  С выходом за пределы повседневности в духовной практике происходит изменение бытия человека, влекущее и изменение времени, в котором он живёт. Опираясь на понятие помысла  как на «обрывок мысли», волевое устремление,  мимолетную и едва уловимую энергию, докладчик вслед за блаженным Августином, установившим зависимость времени от определенных энергий,  утверждает идею о том, что многообразие отношений с помыслами порождает многообразие отношений со временем. Исихасты разделяют помыслы на божественные и демонические. Страсть – предельная стадия развития демонического помысла  являет собой доминирующую энергию, замыкающую человеческое существование на себя и организующая время циклическим образом. Подвижник-исихаст, взращивая в молитве  ростки божественных помыслов, стремится разомкнуть эту цикличность, перейдя к линейному времени. Размыкание бытия и времени происходит на всех ступенях восхождения к инобытию, на границе с которым  время становится дискретным.