Концепции времени в различных духовных практиках. Исихазм и буддизм

>стенограмма

Поздняя онтология есть хронология. Черняков А.

По Канту время - априорная форма, отвечающая как внешнему, так и внутреннему созерцанию, тогда как пространство - только внешнему. В принципе все Духовные практики есть первоочередно “практики себя”, они относятся к внутреннему (умному) созерцанию и деланию, поэтому естественно говорить о различии между обыденным сознанием и духовными практиками, а также между различными духовными практиками на языке темпоральности.Почему именно эта пара? И исихазм, и буддизм рассматривают человека энергийно, работают с его энергийным образом. Именно поэтому для них время, концепция времени являются наиболее важными и интересными. 
Чем сильнее в триаде Возможность - Энергия – Энтелехия, разделяющей эссенциальный и энергийный подходы, энергия смещена от энтелехии к возможности, начинанию, тем более важную роль в этой структуре играет время, поскольку в энергийном дискурсе одним из ключевых концептов является “динамика” (будь то динамика восхождения или угасания), которая немыслима вне времени. Будут рассмотрены представления о реальности, дискретности или непрерывности времени в этих Традициях, о причинности в ее связи со временем. Акцент будет сделан на высших ступенях духовных практик, как наиболее интересных для исследования. Обыденные, непредельные стратегии человеческой жизни, особенно в современную эпоху глобализации, становятся все более схожими. Начальные ступени большинства Духовных практик также относительно близки между собой, во всяком случае, в плане практических рекомендаций адептам. Высшие же ступени, определяемые в большей степени Телосами Духовных практик, различаются уже весьма существенно, как и сами Телосы. 

Так, в исихастской практике интенсивность Богообщения возрастает на высших ступенях, и даже высшая стадия, обычно именуемая восхищением, представляя собой “интенсивное пребывание вне времени”, не прерывает этого общения, напротив, в ней оно достигает предельной интенсивности. Настоящее [время] и настоящее [истинное], наконец, полностью совпадают, и потому в остальных модусах времени, прошлом и будущем, пропадает нужда, и они отбрасываются, подобно лесам. Поэтому можно говорить об эсхатологическом “исполнении времен”, как в судьбе отдельного человека, так и в метаисторической судьбе человечества. В буддийской же практике происходит постепенное выравнивание, нейтрализация, угасание всех присущих человеку энергий, понижение энергетики, а затем - полное прекращение всех процессов, что равносильно остановке, “замораживанию” времени.