Январские тезисы к беседе
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ БУДУЩЕГО

(радиостанция «Финнам FM», 16.01.2009)

 

1) Краткая методологическая преамбула:
Каков адекватный дискурс для обсуждения Антропо-Будущего?

 Здесь, в сфере духовных процессов – и даже в более овеществленной сфере культурных процессов
– нет точных методов, дающих однозначные предсказания.
Не может их быть принципиально: за счет фундаментального фактора свободы.
Отсутствие точности – ворота для безответственности. Массовое явление –  воровство Будущего политиками и идеологами: каждый причисляет Будущее к своему личному капиталу, делая «точные научные предсказания» о победе своей доктрины.

Адекватная постановка задач:
а) фиксация трендов (они наличны сегодня, фиксация их – НЕ предсказание);
б) составление сценариев (говорящих о будущем в условном наклонении, представляющих его вариантным образом).

 

2) Ведущие антропо-стратегии рубежа III Тысячелетия.
Пост-человек: «концептуальный персонаж в персональном компьютере».

а) Общая особенность: пораженческие стратегии.
Инверсия вектора само-развития: не к предельному расширению, Плероме (Человек Религиозный, Человек Ренессанса), а к сокращению, к суженному образу себя.
Обозначилась взаимодополнительность:
расширение технологического горизонта – сужение антропологического;

б) Гуманитарные выходы к Пост-человеку: постмодернистские антропо-стратегии
Делез-Фуко: плюралистический антропо-ландшафт – ансамбль «меньшинств», участнений Человека по видам экстремального опыта, «способам получать удовольствие» и т.д. 
Барт-Деррида: ауто-редукция Человека к Тексту (Письму).
Стратегия «загрузить Человека в Текст» – в точности на полпути к стратегии Пост-человека: «загрузить Человека в компьютер»;

в) Техногенные подступы к Пост-человеку:
компьютерные стратегии (Киборг), биотехнологические стратегии (Мутант – Клон). 

 

3) Антроподиагностика современности на базе синергийной антропологии (СА)

— Описание Человека в СА: три способа размыкания Человека – три типа его конституции; соответствующие его проявления – три топики Антропологической Границы.
— История как история Человека: процесс эволюции антропологических формаций (смены доминирующих способов размыкания). Эпохи эволюции: формации Архаического Человека – Онтологического – Безграничного – Безумного – Виртуального.
— Современность как жизнь в Виртуальной Топике. Особенности существования Виртуального Человека.
— Тренды Виртуальной Топики: Эвтаназия вида Человек как ведущий сценарий.

 

4) Возможности перелома трендов:

парадигма Благоразумного разбойника как выражение неустранимости свободы.