Ролевые игры: опыт антропологического анализа работы с идентичностями

>стенограмма

В докладе рассматривалась существующая практика ролевых игр. Ролевые игры возникли из литературного жанра фэнтези и приобрели в молодежной среде широкую популярность. В настоящее время существуют различные направления в развивающемся движении “ролевиков”. Известны отдельные мастера, команды, которые разрабатывают и организуют ролевые игры различного типа.

Докладчик выделил принципиально два отличающихся вида игр - игры для развлечения, на “заказ”, и игры “для себя”. Сам докладчик является участником таких игр “для себя”. В основном это игры на исторические сюжеты, однако это могут быть и сказочные, и общественно-политические сюжеты. В ходе такой игры воспроизводится не только, например, исторический  сюжет, но и социально-культурные реалии того времени - одежда, бытовые детали, а также характер поведения и ментальность - в частности, характерные для рыцарства кодексы чести и т.п. вещи. Об особенностях игрового процесса и о метаморфозах, происходящих с  игроками, докладчик рассказал на примере игры “Взятие Константинопля”, в которой он сам принимал непосредственное участие. Докладчик считает игровую практику принципиально отличной от театральной. В игре отсутствует сцена, четко прописанный сценарий и собственно зрители – все являются участниками игры.  Предельная цель игровой практики была обозначена докладчиком как “катарсис”, а сам процесс игры охарактеризован как “творчество”, “искусство”. В смысловую рамку игры при ее проектировании и подготовке закладываются предельные конфликты и необходимость экзистенциального выбора в ходе игрового действия. Это задает определенную “драматургическую ткань” и форму игрового действия, сходную по своему жанру с греческой трагедией.  Если игроку удается прочувствовать эти экзистенциальные выборы, заложенные мастерами при проектировании игры, и осуществить их “проживание”, то можно считать, что игра состоялась, а цель игры (катарсис) достигнута.
Докладчик также подчеркнул важность  пост-игровой рефлексии и саморефлексии в ходе игры - для того, чтобы  игра как событие состоялась.

 

Слева направо: С.Хоружий, А.Андрюшков, О.Генисаретский

 

Павел Борисович Сержантов

 

Антонина Ростовская