М.Ю. Реутин. Майстер Экхарт - Григорий Палама
(к сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма)

>о докладчике
>стенограмма

В докладе проводится сравнение богословских концепций двух идеологов мистических школ 1 половины XIV в по следующим пунктам:
1] Учение о Боге (”высшая” и “низшая” Божественность у Паламы, преодоление Экхартом теории “чистого акта”). 
2] Антиномия присутствия/отсутствия Бога-Творца в сотворенном Им мире. 
3] Учение о благодати (”энергиях” у Паламы, особым образом истолкованных “внутренних атрибутивных аналогиях” у Экхарта),
4] о символе (с привлечением терминов “различение”, “разделение”) и 
5] об экстазе (способности разума пребывать в объекте его интеллекции). 
6] Низкая оценка апофазы в целом и 
7] переход к построению нового, в своей основе антиномического,богословского дискурса;
8] диалектическая манера мышления; 
9] и наконец, тяготение к сходным образам мотивам (в первую очередь, иллюминативным) и пристрастие к одним и тем же библейским цитатам.

Обнаруженные параллельные места недвусмысленно указывают на объективную близость немецкого и византийского мистицизма. Общность же источников - и прежде всего та роль, какую играли в творчестве Экхарта и Паламы трактаты Дионисия, а через них и теология Прокла, - эта общность позволила возвести установленную по текстам близость тем, решений, мотивов, интуиций, образов, цитатного материала и т.д. к генеалогическому родству двух, западного и восточного, течений внутри средневекового неоплатонизма.