19 декабря состоялось очередное заседание семинара. С докладом «Как Макс Шелер написал “Положение человека в космосе”: архив против историографических стереотипов» выстуил к. ф. н., доцент РУДН и член Международного шелеровского общества М.Л. Хорьков.

 

С.С. Хоружий, предваряя доклад, отметил, что антропологический проект Макса Шелера — тема весьма интересная, в которой еще остается много неясного. Этот проект появился в такой исторической момент, когда европейская мысль начала свой поворот в сторону “антропологизации” философии. В работах Шелера уже содержатся предпосылки, которые могли бы привести его к построению новой — неклассической модели человека, тем не менее этого не произошло. Почему этого не случилось, и какое влияние работы Шелера оказали на развитие философской антропологии — эти вопросы продолжают занимать исследователей интеллектуального наследия М. Шелера. Одна из гипотез состоит в том, что М.Шелер, находясь под влиянием томизма, не смог отказаться от эссенциалистских представлений, присущих католической теологии. Однако до сих пор наследие Шелера до конца не изучено, и Михаил Львович Хорьков как раз и занимался тщательным текстологическим анализом рукописей философа, хранящихся в Баварской Государственной библиотеке.

Докладчик в свою очередь отметил, что то, что обычно называют “антропологическим проектом Макса Шелера”, опираясь на изданный его текст, является неадекватным отражением концептуальных построений философа. И это хорошо видно из анализа его рукописей. Прослеживая то, как складывался этот текст, можно заметить, что он фактически скомпипилирован автором случайным образом. Анализ рукописей Шелера показывает, что он работал над большой книгой, но в силу своей ранней кончины, не успел завершить свой труд. Между тем, что он задумал, и тем, что он под влиянием обстоятельств опубликовал, существует определенный разрыв. Опираясь на опубликованные тксты, исследователи, по большей части, “приписывают” Максу Шелеру утверждения, которых он не делал. Главная книга по философской антропологии так и не увидела свет, а то, что Шелер опубликовал — это лишь “наброски” к большому проекту.

В шелероведении господствует стереотип, что проект в виде текста “Положение человека в космосе” опубликован, и нужно заниматься лишь его интерпретацией. Тем не менее самая большая рукопись Шелера, хрянящаяся в архиве, до сих пор остается не изученной. И вопрос о том,  что в действительности написал Макс Шелер, — до сих пор просто не ставился.

Изучение рукописных текстов Шелера дает возможность предполагать, что он сознательно воздерживался от того, чтобы формулировать некую окончательную “антропологическую теорию”, доктрину. Он скорее создал “методологию” исследований человека, собирая вокруг себя ученых различных профилей и формулируя для них задачи и вопросы, требующие разработки. Тем самым он сформировал поле и программу исследований человека по разным направлениям. Он называл эти направления “региональными антропологиями”, оставляя возможность появляться в этом общем методологическом поле различным концептуальным построениям, различным антропологиям. И в этом проявилось особое значение фигуры Макса Шелера в истории философии как организатора научных исследований и разработок.

Материалы к семинару

1. М.Л. Хорьков. Аннотация доклада.  

2. Аудиофайл с записью доклада и обсуждения можно скачать для прослушивания здесь.