14-16 июня в г. Требинье (Босния и Герцеговина) состоялась международная конференция “Соборность и демократия”. С пленарным докладом от российской делегации выступил С.С. Хоружий.

 

Организаторами конференции (а точнее  — международного научного собрания — так назвали встречу сами его устроители) выступили члены общественной организации — «Содружество “Сербско-русский мост”», и прежде всего профессор философского факультета Университета в Баня-Луке Бранимир Кулянин. Организаторы научного собрания ставили перед собой цель разобраться в причинах современного мирового кризиса, исходя из убеждения, что суть кризиса лежит не в экономической сфере, а в особенностях секулярного мышления, оперирующего категориями, редуцирующими человека и ценности его бытия до уровня экономических потребностей. Нигилизм и политические технологии превращают идеи демократии и прав человека в пустую формальность, которой пользуются риторы от политики.

Необходимость восстановить смыслы первоначальных исторических импульсов и устремлений человека к свободе и демократии заставляют вернуться к христианской интеллектуальной традиции, в которой были разработаны первоначальные идеи человеческого единения, рассматриваемого в русле представления о соборности. И здесь, по убеждению организаторов встречи, можно нащупать те альтернативы, которые позволят выстроить новую модель демократии.

На встречу были приглашены богословы, философы, политологи, историки и писатели из России и Сербии, Республики Сербской и Черногории.

От российской делегации с пленарным докладом “Идея соборности: ее православно-славянофльские истоки и ее перспективы в современном постсекулярном мире” выступил С.С. Хоружий. Он подчеркнул,  что задача, поставленная организаторами встречи не из лёгких. Все разработки, связывающие сегодня идею соборности с жизнью общества “либо крайне поверхностны, либо глубоко архаичны”.

Эта ситуация — следствие непроработанности самих исходных понятий, их значения и смысла. Отсутствие подобной проработки наследия богословсокй и философской мысли приводит к возникновению многочисленных эрзацконцепций и спекуляций на тему воплощения идеи соборности в практике общественного основоустройства. Это не только приводит к неоправданным оценкам современной действительности и питает огульные антизападные настроения, но и дискредетирует саму концепцию соборности.

 

«В постсоветской России, — как пишет С.С. Хоружий, — возродившийся интерес к наследию русской религиозной философии, интенсивный поиск новых идейных оснований российского бытия породили огромный поток выступлений и текстов, муссировавших тему соборности; но то были лишь спекуляции на эссеистическом и публицистическом уровне, где… само это понятие не получало отчетливого определения… мы должны вернуться в историю, к трудам философов Серебряного Века. Однако они создавались уже около столетия назад, меж тем как с тех пор на всех уровнях социальной реальности произошли радикальные изменения, и не менее радикально изменился дискурс социальной философии, ее понятия и методы. В подобной ситуации, наше обращение к проблеме соборности должно мыслиться как большая творческая программа. Прежде всего, необходимо заново обозреть и подытожить все истинно надежное, что было внесено в концепцию соборности нашими предшественниками. Фонд, собранный таким путем, позволит нам оценить, каков реальный потенциал идеи соборности в современной философии, в религиозной и социальной, государственной и культурной проблематике. И он должен стать исходной основой для обновленного дискурса соборности, позволяющего распознать пагубные тенденции в нашей жизни и определить наши ориентации и стратегии в мире III тысячелетия».

Проведя анализ концепции “соборности”, как она складывалась в богословской и философской традиции, С.С. Хоружий, отметил, что: «Соборное устроение реальности – неразрывная связь равновеликих начал соборности, личности и свободы. В силу своей экклезиологической природы, соборность – лишь ориентир, а не норматив для социальных моделей, но это может быть ценный и корректирующий ориентир. Сегодня, с кризисом и уходом классической метафизики, с отбрасыванием идеологии радикального секуляризма, западная мысль ищет нового понимания личности и новых оснований для политической философии, пытается заново завязать диалог с религиозным сознанием. В складывающейся постсекулярной парадигме сознания и общества, начала соборности могут обрести новую актуальность и глобальное звучание, стать ценным ресурсом для преодоления кризисов и рисков современного мира».

Прочитать доклад С.С. Хоружего .

Скачать программу встречи в pdf-формате. 

Программа встречи

Четверг, 14. июня

10 часов – Центр культуры. Торжественное открытие

11.30 Скупщина города, Актовый зал
Председатель: Е. Г. Пономарёва
Секретарь: Владимир Меденица

Выступления:

Сергей Сергеевич Хоружий
Идея соборности: ее православно-славянофильские истоки
и ее перспективы в современном постсекулярном мире

Валерий Николаевич Расторгуев
Соборность в условиях демократизации
и право народов-наследников на цивилизационное наследие

Александр Андреевич Ширинянц
Миф и утопия демократии

Сергей Вячеславович Перевезенцев
Духовные факторы исторического развития

Боголюб Шиякович
Соборность и демократия: между идеалом и действительностьи

Зоран Арсович
Соборность и демократия – лицо и обратная сторона сообщества

Дискуссия
15 часов – обед
После обеда  посещение Дубровника  в Хорватии

19 часов — Презентация сборника «РОССИЯ И БАЛКАНЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Пятница 15 июня

Начало — в 9  часов
Председатель: Часлав Копривица
Секретарь: Небойша Вукович

Выступления:

Андрей Ильич Фурсов
Соборность и демократия в мировой борьбе за власть, информацию и ресурсы

Елена Георгиевна Пономарёва
Демократия versus соборность: политический аспект.

Алексей Павлович Козырев
“Соборное сознание” Сергея Трубецкого и идея исторической памяти

Борис Б. Брайович
Человеческие права и демократия. Истоки легитимитета

Джордже Вукадинович
Демократия в Сербии и глобальное окружение

Душан Крцунович
Комунитаризм и соборность

Мирослав Иванович
Соборность и демократия в несогласии

Дискуссия
14 часов – обед
После обеда посещение г. Херцег-Нови (Черногория)

Суббота, 16 июня

9 часов
Председатель: Зоран Арсович
Секретарь: Александр Саванович

Выступления:

Часлав Копривица
Соборность и демократия

Саво Лаушевич
Предание и демократия

Радое Голович
Категория соборности в русской религиозной философии

Владимир Меденица
«Жаргон аутентичности» или язык демократии

Александр Саванович
Соборность в контексте проблемы демократической единогласности

Бранимир Кулянин
Возможна ли  «соборная демократия»?

Дискуссия
14 часов – обед

Участники научного собрания:

Из России 
- Сергей Сергеевич Хоружий, доктор физико-математических наук, философ и богослов, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института философии РАН, научный руководитель Центра синергийной антропологии НИУ ВШЭ;
- Андрей Ильич Фурсов, историк, кандидат исторических наук, зав. отделом  в ИНИОН РАН, академик Международной академии наук (International academy of sciences) в Инсбруке (Австрия);
- Валерий Николаевич Расторгуев, политолог, доктор философских наук, профессор кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова;
- Александр Андреевич Шириньянц, политолог, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой истории социально-политических учений Факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова;
- Сергей Вячеславович Перевезенцев, историк, доктор исторических наук, профессор кафедры истории социально-политических учений Факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова;
- Елена Георгиевна Пономарёва, политолог, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры сравнителной политологии Московского государственного института международных отношений МИД России;
- Алексей Павлович Козырев, философ, кандидат философских наук, доцент, преподаватель кафедры истории русской философии Философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Из Сербии 
- проф. Боголюб Шиякович, философ, доктор философских наук, профессор Богословского факультета Белградского университета, министр по делам религии Правительства Сербии (в правительстве Мирка Цветковича);
- проф. Часлав Копривица, философ, профессор Факультета политических наук Белградского Университета; 
- Джордже Вукадинович, философ, редактор журнала «Новая сербская политическая мысль», Белград; 
- д-р Мирослав Иванович, философ, научный сотрудник Института криминологических и социологических исследований, Белград; 
- Владимир Меденица, главный редактор сербского издательства «Логос» (Белград), философ, руководитель проектов по переводу и публикации 100-томной серии книг русских религиозных мыслителей на сербском языке.

Из Черногории 
- проф., д-р Саво Лаушевич, философ, профессор Философского факультета в Никшиче Университета Черногории; 
- доц., д-р Радое Голович, философ, профессор Философского факультета в Никшиче Университета Черногории; 
- доц. др Душан Крцунович, философ, доцент Философского факультета в Никшиче Университета Черногории.

Из Республики Сербской (Босния и Герцеговина)
- протоерей проф, д-р Борис Браёвич, философ, декан Православного богословского факультета в Фоче (Университет в Восточном Сараеве);
-проф., д-р Зоран Арсович, философ, профессор Философского факультета Университета в Баня-Луке;
-доц., д-р Александр Саванович, политиколог, доцент Факультета политических наук Университета  в Баня-Луке;
-проф. д-р Бранимир Кулянин, философ, профессор Философского факультета Университета в Баня-Луке.