6 июня состоялось очередное заседание семинара. С докладом на тему “Музыкальная тема в текстах М. Хайдеггера” выступил кандидат философских наук А.А. Григорьев (РНИИ культурологии).  

 

Семинар начался с того, что С.С. Хоружий прочитал и прокомментировал текст доклада, присланный А.А.Григорьевым. В начале своего выступления С.С. Хоружий отметил, что в раскрытии такой тематики, которую задал докладчик, всегда есть опасность размывания содержания, здесь очень трудно ухватить конкретику. Обсуждая проблему, какова музыкальность в Dasien (так сформулирована проблема в докладе), А.А.Григорьев из хайдеггеровских текстов выбрал вполне конкретный параграф, где раскрывается тема настроенности, настроения. В этом параграфе Хайдеггер ничего не говорит о музыке, но докладчик верно решил, что именно от этого экзистенциала и стоит отталкиваться в своих рассуждениях на тему “Хайдеггер и музыка”. 

Данный экзистенциал (настроения, настроенности) сближает Хайдеггера не только с музыкой, но и с синергийной  антропологией. Настроение или расположение у Хайдеггера это одна из главных активностей “размыкания человека”: человек настраивается “на что-то” и “к чему-то”. Этот момент открывания в настроении очень ярко выражен.  Из этого очень насыщенного экзистенциала возможны выходы, с одной стороны, к онтологии размыкания, и Хайдеггер развивает именно эту линию. Но, с другой стороны, от этого экзистенциала открываются и содержательные ходы к музыке. Именно эту линию и развивает докладчик.

Но, по мысли С.С. Хоружего, докладчик, разрабатывая “музыкальную линию”, оставляет философскую разработку “в стороне” и переходит, скорее, в музыковедческий дискурс. То есть в описание того, какие экзистенциалы включает в себя музыкальная фактура. А если двигаться одновременно и по философской линии, то здесь может получиться очень плодотворный результат: конструктивная разработка, углубляющая философскую аналитку Хайдеггера. Методикой такой разработки может быть “челночное” движение: от экзенстенциала “настроенности” — к теме музыки, а затем, вновь возвращение к тексту Хайдеггера, к его концептуализации темы “настроения” и расположения.

В докладе уделяется большое внимание и такому феномену как голос. Феномен голоса активно вовлекался в философскую разработку, но в основном уже после Хайдеггера, в философии постмодернизма. Это прежде всего работа Ж.Даррида “Голос и феномен”, в которой феномен голосового выражения человека (вплоть до его физиологической основы) вводится в плотный философский дискурс.

Алексей Алексеевич Григорьев, продолжая начатую тему, связанную с феноменом голоса, подчеркнул, что рассматривает голос как особую презентацию и выраженность бытийного начала. Экзистенциал настроенности, с одной стороны явлен, визуально: в жестах, позе, а с другой — выражен в характеристиках голоса и речи. Голос оказывается представленностью человека как бы по трем осям: звук (физическая представленность), мелодика (музыкальная представленность) и смысл (бытийная представленность). Таким образом, в феномене голоса человек адеватно представлен как соприсутсвие в мире.

Но в целом, в разработке темы “Хайдеггер и музыка”, как отметил сам докладчик, он “находится в начале пути”. И хотя родство музыкальной и философской “выраженности” присутствия бытия интуитивно постигается, однако это требует дальнейшего доказательства и тематической разработки.

С текстом доклада можно ознакомиться здесь  text_grigoriev 

Фотографии с семинара: дискуссия