27-29 сентября в Москве прошел Международный симпозиум “Огонь и Свет в сакральном пространстве”. В работе симпозиума принял участие С.С. Хоружий, выступив с докладом “Свет Плотинов и свет Фавора: мистика света в неоплатонизме и исихазме”.

Организаторы симпозиума: Институт мировой культуры МГУ им. Ломоносова (Центр Восточнохристианской культуры) и Государственная библиотека иностранной литературы им. Рудомино.
В состав Оргкомитета симпозиума вошли: член-корр. РАХ А.М. Лидов (председатель оргкомитета); академик Вяч. Вс. Иванов; член-корр. Российской академии наук Г.Н. Вздорнов; доктор исторических наук А.В. Подосинов; доктор физико-математических наук С.С. Хоружий; профессор Роберт Нельсон (Иельский университет); профессор Микеле Баччи (университет Сиены); профессор Афанасий Семоглу (Университет Фессалоники).

В симпозиуме приняли участие многие известные философы, богословы, историки, филологи, искусствоведы из России, Европы и США. Впервые в мировой науке в центре внимания ученых оказалась проблематика огня и света как особых средств создания сакральных пространств в традиции восточного христианства. Цель симпозиума – рассмотреть этот вид духовного искусства и выявить его восточнохристианскую специфику.

В ходе состоявшего симпозиума участники обсудили следующие темы:
– Философско-богословские представления об огне и свете;
– Огонь и свет в обрядовой и литургической практике;
– Драматургия огня и света как форма иеротопического творчества;
– Естественный и созданный свет в архитектурном пространстве;
– Археология «святого огня». Предметный мир световозжигания;
– Иконография огня и света в христианском искусстве;
– Огнено-световая символика пространственных икон;
– Перформативные аспекты огня и света;
– Свет, огонь и дым в литературных текстах;
– Терминология огня и света как исторический источник.

Программа симпозиума 

Сергей Сергеевич Хоружий прочитал доклад “Свет Плотинов и свет Фавора: мистика света в неоплатонизме и исихазме”, посвященный сравнительному анализу понимания и толкования опыта световидения в “Эннеидах” Плотина и в “Триадах в защиту священнобезмолствующих” св. Григория Паламы. 

Интересные заметки о работе симпозиума можно прочитать на сайте электронного издания “Татьянин День”.

Работа симпозиума является продолжением многолетней научной программы, посвященной изучению создания сакральных пространств как особого вида духовного и художественного творчества. Это направление исследований связано с понятием “иеротопия” (от др.-греч. иерос – священный и топос – пространство), предложенным в 2001 г. Алексеем Михайловичем Лидовым.
Утверждение в научном сознании понятия «иеротопия», самой возможности иеротопического подхода к пониманию динамического пространства внутри храма как особо организованного трехмерного произведения искусства позволило не только по-новому взглянуть на многие привычные явления, но существенно расширить область исторических и искусствоведческих исследований. В отсутствии такой “иеротопической оптики” многие формы творчества не получали своего места в науке и практически не описывались. Например, такое явление как драматургия света оказалась вне границ традиционных специальностей, не попадая в контекст ни истории искусства, ни этнологии, ни литургики, хотя из письменных источников (в частности, из византийских монастырских уставов) было известно, насколько детально разрабатывалась система световозжиганий, динамически менявшаяся в процессе богослужения. В определенные моменты литургии свет выделял отдельные изображения или священные предметы, организуя восприятие как всего храмового пространства, так и логику прочтения его наиболее значимых элементов. Применительно к такому виду творчества справедливо употребить слово “драматургия”, поскольку художественно-драматическая составляющая в этом творчестве была ничуть не меньше обрядово-символической.