25 мая состоялось очередное заседание семинара ИСА. С докладом на тему “Религиозная реакция на проблему постчеловека” выступил кандидат философских наук П.Б. Сержантов.

 

Анализ антропологических трендов — одна из задач семинара. По сути, это диагностика современной ситуации, но с определенной точки зрения — антропологической. По мысли С.С. Хоружего, такая диагностика отвечает на вопросы: кто осуществляет те или иные практики, для какого человека они являются самореализацией? Каков облик и конституция такого человека? Об антропологическом тренде  мы говорим тогда, когда та или иная антропологическая практика приобретает все более массовый характер, имеет динамику социального роста. Это  важная характеристика современного общества, соединяющая антропологический и социальный уровни реальности, позволяющая понять, как из происходящих с человеком трансформаций вырастают социальные перемены. Тренд к “постчеловеку” – одна из ключевых особенностей современной ситуации. Вокруг него сосредоточены диаметрально противоположные реакции в обществе со стороны разных социальных групп.

Докладчик рассмотрел отношение к перспективам существования “постчеловека” со стороны апокалиптического религиозного движения, названного им “противокодым”. Сегодня это  движение насчитывает порядка 200 тыс. человек; большая часть его адептов живет в США, Греции, России, на Украине и в Южной Корее.

Противокодовое движение началось в середине 1970-х гг. в среде протестантов-фундаменталистов (в том числе, апокалиптического пятидесятнического движения), затем оно распространилось на общины разных конфессий и вышло за пределы христианского сообщества. Название его объясняется тем, что возникло оно как реакция на введение в 70-х годах прошлого века электронного штрих-кода, кодифицирующего товар в магазинах. Часть протестантского сообщества посчитала это нововведение шагом реализации глобального плана по контролю и управлению не только поведением, но и мыслями и чувствами, то есть внутренней жизнью человека. Это дало основание развитию апокалиптических настроений среди различных протестанских движений. Но массовым трендом “противокодовое движение” стало после публикации книг  д-ра Марии Стюарт Релф (Mary Stewart Relfe) “Когда деньги лгут” (1981) и “Новая денежная система” (1982), в которой она собрала целую “апокалиптическую коллекцию” свидетельств о проявлении этого глобального плана — от штрих-кодов до пластиковых карт, усмотрев в них “число зверя”. Она проанализировала систему торговых, страховых, налоговых и прочих отношений человека с властью и нашла множество хитрых и подспудных приемов контроля за поведением людей. Ее книги были переведены на многие языки, и с этого момента можно считать начался второй этап развития “противокодового движения”. Сегодня — это уже целая информационная индустрия: огромные тиражи различных книг, фильмов, интернет-ресурсов. Официального членства в этом движении нет, однако они постоянно проводят свои акции, активно используют рекламу, извещая всех о конце света.  

От других апокалиптических движений это отличается тем, что его сторонники твердят не просто об изменении мира, ведущего его к гибели, но об изменении самого человека.  
Попав в православную среду, это движение стало взаимодействовать  с элементами исихастской традиции, образовав еще один вариант “примыкающей антропологической практики”.

Фоторепортаж

Ольга Алимовна Богданова

Ольга Матвеевна Лобач

Дмитрий Щукин и Вадим Пискарёв