6 июня в Доме Русского Зарубежья им. Александра Солженицына прошел творческий вечер Евгения Семёновича Штейнера, на котором он представил свою новую книгу о Японии “Приближение к Фудзияме”.

 

Евгений Семёнович Штейнер, доктор искусствоведения, специалист в области японской графики, в течение длительного времени сотрудничает с Институтом синергийной антропологии. Совместно с С.С. Хоружимим он разрабатывает тему “Конституция базовых структур Дзен и смежных буддистских практик”. Результаты исследования были представлены на заседаниях семинаре ИСА.
С рядом публикаций Е.С. Штейнера можно ознакомиться на нашем сайте: “Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность?“; “О личности, преимущественно в Японии и Китае, хотя, стого говоря, в Японии и Китае личности не было” и др.

Творческий вечер Е.С. Штейнера, организованный Домом Русского Зарубежья, посвящен иной — художественной строне творчества Евгения Семёновича — прекрасного эссеиста и наблюдательного путешественника. Вечер организован при участии доцента кафедры японской филологии Института стран Азии и Африки МГУ, кандидата филологических наук Виктора Петровича Мазурика.

Тему встречи можно определить как размышления о культурной самидентификации человека, оказавшегося в силу различных обстоятельств в инокультурной среде.

На встрече профессор Е.С. Штейнер — доктор искусствоведения, проживший в Японии несколько лет — представил свою новою книгу об этой стране (“Приближение  к Фудзияме”. М.: Слово, 2011.) Первые две книги: “Без Фудзиямы: японские образы и воображения (М.: Наталис, Рипол Классик. 400 с.) и “Дзен-жизнь: Иккю и окрестности” (СПб.: Петербургское востоковедение. 288 с.) вышли в 2006 году. Как признался сам автор в предисловии, написанном к первой книге (“Без Фудзиямы”), неотпускающее размышление над “загадочной японской душой” – это “анамнез япониста”, который так ярко выразил Борис Пильняк в книге “Корни японского солнца”:
Та тема, которую ставили себе все писатели, побывавшие в Японии, тема о неслиянности душ Востока и Запада, о том, как душа человека Запада засасывается Востоком… — эта тема была очередною и у меня“.

Более подробно с информацией о встрече можно ознакомиться на сайте Дома Русского Зарубежья.
(фото М. Петрова)

 

Е.С. Штейнер.
Приближение к Фудзияме.
М.: “Слово”. 2011. 352 с.
ISBN  978-5-387-00276-2
© Е.С. Штейнер
© Издательство “Слово”

Книга Евгения Штейнера о Японии и о японцах, о природе и урбанистической культуре, о традициях и привычках, о стереотипах и тайнах страны восходящего солнца.
Книга, которая поможет понять, что во все времена позволяло Японии мужественно выдерживать тяжелейшие испытания и всегда возрождаться после страшных войн и стихийных бедствий.
Географическая обособленность от других земель и народов, длительная политическая изоляция от всего мира многое определили в истории Японских островов. Страна подвержена землетрясениям, тайфунам, цунами, приучившим людей всегда быть настороже. Это сформировало особый взгляд на жизнь, сохранившийся и в эпоху всесторонней модернизации. Традиционная религия синто приписывает дух или душу всем живым организмам и предметам, что удивительно для столь прогрессивной нации. Контраст между глубоким единением с природой и рациональным современным мышлением — часть японской натуры. Современные японцы — в основном жители самых густонаселенных городов на Земле — и сегодня стараются общаться с природой: леса и храмы позволяют им вспомнить своих духов; парки и сады в городских центрах дают возможность расслабиться после интенсивных трудовых будней; в своих компактных домиках и садиках они трепетно ухаживают за маленькими растениями. Во все времена японцы мужественно выдерживали посылаемые судьбой испытания, и непременно восстанавливали свою страну после войн и стихийных бедствий.
«Приближение к Фудзияме» – книга, которая будет одинаково интересна тем, кто никогда не бывал в Японии и тем, кто не раз путешествовал по этой стране; книга – в равной степени полезная вдумчивому путешественнику, тщательно готовящемуся к поездке, и тем, кто любит «бродить» по разным уголкам света не выходя из дома.

 

Е.С. Штейнер.
Без Фудзиямы: японские образы
и воображения.
М.: Издательство “Наталис”,
Риппол Классик. 2006. 400 с.
ISBN 5-8062-0199-6
© Е.С. Штейнер
© Издательство “Наталис”

Автор несколько лет прожил в Японии, изучая ее культуру и разыскивая следы пребывания русских в этой стране. Его опыт и самые разнообразные впечатления нашли отражение в этой книге – в эссе и записях эпистолярно-дневникового характера. Иные из них ироничны, другие квазиакадемичны, многие окрашены мягким юмором. Япония… Ни на что не похожая страна… Загадочный народ и ее удивительная культура волнуют уже не одно поколение читателей. О стране восходящего солнца написано великое множество монографий, книг и статей. Тем не менее, эта книга япониста-культуролога Е.Штейнера необычна. Собранные здесь тексты отличаются, по признанию самого автора, «тем, что они деланно неакадемичны… что писаны они как этакие путевые-полевые реляции и фиксации…эпистолярно-дневниково-эссеистического характера». Особенностью книги является неподдельный интерес к людям – и к ушедшим, и к ныне живущим. А ее искренность и юмор, без сомнения, найдут отклик в сердцах читателей. Добро пожаловать в Японию!

 

Е.С. Штейнер.
Дзен-жизнь:
Иккю и окрестности.
СПб.: Издательство: Петербургское
Востоковедение. 2006. 288 с.
ISBN  5-8580-3308-3
© Е.С. Штейнер
© Издательство “Петербургское Востоковедение”

В центре книги – жизненный путь и творческая судьба Иккю Содзюна (1394-1481), японского поэта, каллиграфа, художника, дзэнского мастера и наставника многих ключевых фигур мира искусств средневековой Японии. Иккю был одним из наиболее видных представителей классической японской культуры времени ее наивысшего расцвета (эпоха Муромати), но он далеко не единственный герой повествования.
Автор подробно рассматривает духовную атмосферу, окружавшую Иккю, – вероучение, практику и эстетику Дзэн. Много внимания уделено комплексу дзэнских искусств – пейзажной живописи тушью, поэзии, чайному действу и искусству сада камней. Иккю и его ученики внесли уникальный вклад в искусство Пяти монастырей (систему организации дзэнской школы в Японии) и оказали решающее влияние на формирование всей последующей художественной традиции. Особому разбору подвергнуты взгляды Иккю на недуальность человеческого опыта, духовного и телесного, и его подчас шокирующее сближение Дзэн и секса.
На материале творчества Иккю, его учеников и современников, а также множества классических китайских и японских источников делаются обобщения о специфике творческого сознания в средневековой японской традиции.