14 апреля состоялось очередное заседание семинара, посвященное Ф.М.Достоевскому.  С докладом “Человек Достоевского в свете синергийной антропологии” выступила Ольга Алимовна Богданова, доктор филологических наук.

Антропологический анализ произведений Ф.М. Достоевского — одна из продолжающихся линий семинара. Этой теме были посвящены уже две встречи, на которых прозвучали доклады: С.С. Хоружего “Антропология исихазма и антропология Достоевского (на материале “Братьев Карамазовых”)” и Т.А.Касаткиной “Достоевский: структура образа – структура человека – структура жизненной ситуации”.

Доклад, прозвучавший на очередном заседании семинара, был посвящен диагностике антропологических типов, представленных в романах Достоевского.

Докладчик, Ольга Алимовна Богданова, используя понятия синергийной антропологии —  Антропологической границы, ее топики, — рассмотрела некоторые черты “предельной антропологии” Достоевского в изображении им “русского характера”. Это, во-первых, “широкость” русского человека, которую докладчик объясняет связью с топикой Человека Безграничного эпохи Просвещения. А во-вторых, “мечтательность”, которая рассмотрена в докладе как актуализация виртуальной топики Антропологической Границы  в эпоху Романтизма на рубеже XVIII-XIX вв. 

Богданова также подчеркнула, что Достоевского можно считать “пионером” новой неклассической антропологии в литературе. Еще в юности он писал в письме брату, что человек — это “тайна”, и он собирается ее постигать, потому что и сам “хочет быть человеком”. До Достоевского в литературе доминировала “натуралистическая концепция” Человека, опирающаяся прежде всего на философию Фейербаха. Согласно этой концепции сущность Человека в его природном стремлении к счастью. Эта “благая” природа человека вечна и неизменна, а задача общественных преобразований – привести общественные условия в соответствие с человеческой природой. Достоевский же помещает человека в “предельные” ситуации, ставя своеобразный “эксперимент” и исследуя его “предельные” проявления, феномены “границы”.  И эти проявления вовсе не укладываются в концепцию неизменной благой сущности человека. Новые подходы к пониманию человека, разработанные в синергийной антропологии, предлагают, по убеждению докладчика, более адекватные средства для антропологического анализа.