19-20 ноября в Казани состоялась Всероссийская конференция “Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология”.

 

Организаторами конференции выступил Институт синергийной антропологии и Институт экономики, управления и права (г.Казань) при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Тема конференции и круг обсуждаемых вопросов привлекли внимание многих российских ученых. Оргкомитет рассмотрел свыше 200 заявок философов и специалистов в области гуманитарных наук из Казани, Владивостока, Томска, Иркутска, Саратова, Самары, Ростова-на-Дону, Москвы, Йошкар-Олы, Нижнекамска,  Набережных Челнов и др. городов России.

Работа конференции включала в себя пленарные, секционные заседания и тематические “круглые столы”.
Тематика конференции охватывала четыре основных направления (секции):
1. Синергийная антропология как модель человека и как методологическая основа фундаментальной проблематики социальной философии;
2. Этничность как цивилизационный феномен;
3. Многообразие социально-философских концепций в современной России;
4. Проблема идентичности в современной социальной философии.

Основные доклады на конференции представили:
С.С. Хоружий (проф. к-ры ЮНЕСКО, д.физ.-мат.наук, Москва)
  “От синергийной антропологии к социальной философии, или диалог с Максом Вебером”;
О.И.Генисаретский (д.искусствоведения, Москва)
  “Синергема повседневности и этнокультурная идентичность”,
В.П.Зинченко (проф., академик РАО, д.психол. наук, Москва)
   “Духовный организм и его функциональные органы”,
О.Д.Агапов (доц., к. филос. наук, Казань)
   “Синергия благодати”.

Выступавший с основным докладом С.С. Хоружий подчеркнул, что “… с точки зрения социума, его жизненных, духовных, ценностных установок, цели и опыт духовной практики обладают высокой ценностью и притягательностью. Это объясняется особым характером опыта духовной практики: данный опыт конститутивен, в духовной практике формируется конституция человека, структуры его самости и идентичности. Вследствие этого, в социуме возникают разного рода промежуточные формы, которые ориентируются на духовную практику и заимствуют, воспроизводят те или иные ее стороны, части, элементы. Они могут усваивать цели и ценности духовной практики, ее этос, ее задачи и установки, принципы организации существования… – вообще говоря, любые ее содержания, однако не в полном объеме, а «кто сколько вместит», в самой различной мере”.
Среди таких промежуточных – примыкающих практик – докладчик выделил практики культурные и художественные.  “…Они принимают некоторую основу конституции человека – в частности, конституции, определяемой какой-либо духовной практикой, – и ее активно артикулируют, культивируют, придают ей полномерность. Этим они дают человеку сбыться, понять себя, достичь полноты формирующего опыта. И таким путем, они оказываются ценны и для самой духовной практики”.

Другой докладчик, О.И. Генисаретский, предложил осмыслить тему синергии как тему экологии человеческого бытия. Конфликт противостояния природного и социального временами уступает отношениям сосуществования, обретает свою соразмеренность (синергему).  Синергию природного и социально-истоического воплощают этносы. Они решают двуединую задачу: сбережения вмещающего месторазвития, укоренения в нем и собирания-отстаивания культурно-исторической идентичности. Возникновение в социуме экологического движения способствовало осознанию “причастного и охранительного отношения к ценностям природы и культуры”.  Докладчик подчеркнул, что такое причастное отношение особенно важно при формировании культурной политики, которая должна быть практикой созидания, а не авангардом “стремящимся облагодетельствовать нас современностью”.

Проректор по научной работе Нижнекамского филиала ИЭУиП (Казань), кандидат философских наук О.Д.Агапов в своем докладе рассмотрел проблему возможности синергии в обществе.  Ключевым моментом в размышлениях докладчика был вопрос о существовании насильственной (безблагодатной) синергии в отличие от благодатной синергии, ведущей к творческому развитию.
В тоталитарном обществе доминируют антропологические практики, основанные на насильственной синергии. Насильственное “привитие” идеологии органично тоталитаризму, поскольку власть заинтересована в создании эффекта единства интересов общества и властной элиты. В результате такой политики происходит истощение творческих сил общества.  Но в истории есть примеры и “эффекта цивилизационной синергии”.

Участники конференции отметили, что обогащение социально-философского подхода идеями и понятийным аппаратом синергийной антропологии открывает широкие перспективы для исследования современности. Идея “энергийного” рассмотрения социальных вопросов  позволяет проводить анализ общества как целостного и динамического явления, увязывая его динамику с процессами антропологического развития. Такой подход дает возможность исследовать общество не как нагромождение социальных институтов и структур, а как  живую человеческую деятельность.

По итогам конференции выпущен сборник материалов