15 мая С.С. Хоружий выступил с докладом “Богословие – Исихазм – Антропология” на научно-методологическом семинаре богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

 

Докладчик сформулировал пять основных пунктов своего выступления:
1. О понимании богословия в аскетической традиции.
2. Православное богословие как патристико-аскетический дискурс.
3. Опытная природа патристико-аскетического дискурса.
4. Связь богословского дискурса с антропологией. Современная установка антропологизации богословия и ее различные версии.
5. Проблемное поле православного богословия в антропологической перспективе.

С.Хоружий подчеркнул, что смысл богословия состоит в осознании личного опыта встречи с Божественными энергиями. В то же время существет потребность в богословии, синтезирующим и осмысляющим чужой мистический опыт. Такое “спекулятивное” (в философсокм понимании этого термина) богословие Хоружий относит к теологии в отличие от собственно богословия в его православном, исихастском значении. Православное богословие центрировано на понятии Ипостаси, на способе встречи Бога и человека в отличие от католического богословия (как теологии), в центр которого поставлено понятие Усии (природы человека).

Докладчик также отметил, что закончился период доминирования в философии модели декартова человека – человека “безграничного”. Сегодня эта модель не может адекватно описать процессы антропологической трансформации, происходящие в современном мире. Новая модель человека строится на описании различных практик человека по отношению к его границе. Разные типы этих практик (практик себя) образуют топосы антропологической границы и формируют ее топологическую структуру. Только в одном топосе — онтологическом — осмысленно говорить про личность. Личность — это то, что строится (а не дано изначально) в практике восхождения к Богу.

Еще одна отличительная черта нашего времени, по утверждению докладчика, состоит в особенности понимания монашеского пути в миру.  Монашеский путь представлен не просто отречением от мира, а — по мысли митрополита Каллиста (Уэра) — отречением и возвращением в мир, но уже в ином качестве для продолжения православного служения.

Текст доклада 

 О НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ ПСТГУ

“Богословие в системе научного знания: традиция, современность и перспективы”

 Семинар организован по инициативе руководства богословского факультета ПСТГУ.
Цель семинара — обсуждение общетеоретических аспектов богословского знания, его традиций и перспектив, методологическое и историческое осмысление богословского наследия, направленное на интеграцию различных ветвей богословской науки и определение места богословских дисциплин в системе современного научного знания. 

Концепция семинара

В результате известных обстоятельств новейшей русской истории богословское знание оказалось вытесненным за рамки научного дискурса, что плачевно сказалось как на его собственном состоянии, так и на состоянии самой отечественной науки. В то же время, хотя в мировом ученом сообществе теологические дисциплины и не подверглись подобной дискриминации, они столкнулись и там с определенными трудностями, накопив свой опыт их преодоления. Таким образом, осмысление научного статуса богословских дисциплин является актуальной проблемой как для российской, так и для западной науки.

Это требует, в свою очередь, исторической рефлексии, создания систематической истории богословия, которая позволила бы выявить значимые традиции богословской мысли, принципы развития форм, базовых понятий и методов богословских исследований, их связи с определенными формами церковных школ.

Особое внимание уделяется методологическим основам и конфессиональным предпосылкам богословских теорий и исследований, общему контексту их появления, а также современным тенденциям в развитии богословия.

В рамках семинара исследуются вопросы специфики и структуры богословского знания, взаимосвязи его отдельных составляющих, их места в системе богословского образования.
Предполагается также рассмотрение связи богословия с научными сферами знания (с философией, религиоведением и другими гуманитарными науками), а также их места и роли в системе богословского образования. Особое внимание отводится вопросу о месте богословия в системе наук и культуры в целом.

Обсуждение на семинаре не ограничивается узкими конфессиональными или национальными рамками; семинар ориентирован на новые методы исследований, открывающие перспективы научного развития. Ряд заседаний предполагается посвятить обзору наиболее значимых открытий последних лет, в том числе, неоднозначно оцениваемых в научном мире.