18 февраля в 17.00 в Белом зале РАХ (Пречистенка, 21) состоялось пятое заседание Международного научно-методологического семинара “Пространственные иконы. Текстуальное и Перформативное” (руководитель А.М.Лидов). Известный режиссер П.Лунгин выступил с презентацией на тему «Создание сакральных пространств в фильме “Остров” и “Царь” (“Иван Грозный”)».

Создание кинематографическими средствами среды общения человека с Богом составляет одну из важных задач этого художника.  В этом смысле последние фильмы Лунгина (“Остров” и новый фильм “Царь”) могут быть рассмотрены как попытки создания «пространственных икон», то есть образов, которые не иллюстрируют некое повествование, а являются посредниками между мирами – дольним и горним. Речь идет об образах, не совпадающих с  изображением видимой предметной реальности, предполагающих возможность другого измерения.

На этом пути у Лунгина совсем мало предшественников  и почти нет современников. К предшествующему опыту создания подобных “пространственных икон” можно, пожалуй, отнести лишь фильмы Андрея Тарковского. Актуальная — «гламурная» и «анти-гламурная» — культуры настороженно относятся ко всему сакральному. В этом видят либо попытку создания благочестивых муляжей, либо угрозу личным свободам. Однако успех фильма «Остров» продемонстрировал неподдельный интерес  к серьезному разговору о духовной жизни и ее кинематографическом пространстве, несмотря на то, что этот опыт не вписывается в современный художественный процесс.

Кино по своим выразительным возможностям наиболее близко  византийским пространственным иконам. В отличии от плоской картины или неподвижной инсталляции, оно также принципиально перформативно, построено на сочетании меняющегося изображения, драматургии слова, света и звука. Византийская иеротопия владела еще и искусством запахов – сфера пока еще не подвластная самому массовому из искусств.  Возможности иеротопического творчества в кино представляются  безграничными. Однако могут ли они быть реализованы на практике? Какие барьеры, внешние и внутренние, мешают установлению глубинной связи и диалогу с древней отечественной традицией? Создание сакральных пространств в современном искусстве – это химера, порожденная теоретическим умствованием, или актуальная задача культуры и образования?  Об этом шел разговор на семинаре. Режиссер рассказал о своем опыте по моделированию сакральных пространств, впервые публично были показаны и прокомментированы эпизоды из нового фильма «Царь», имеющие отношение к теме семинара и отчасти демонстрирующие возможности современного искусства в  создании пространственных икон.

О концепции семинара

Семинар посвящен особому явлению мировой художественной культуры, на которое лишь в самое последнее время обратили внимание историки искусства. Речь идет о “пространственных иконах”,  а именно о конкретных проектах создания “иконических” образов в пространстве.

Эти “иконы” не совпадают с привычными изображениями на плоскости, существуя вне изобразительных схем. При этом “пространственные иконы” задумывались по законам иконографии, к возможностям которой прибавлялись световые, звуковые, ритуально-пластические и иные эффекты, образующих “срежиссированное” целое. Примечательно, что византийские «пространственные иконы», столь необычные в новоевропейском контексте, находят типологическую параллель в новейшем искусстве перформансов и мультимедийных инсталляций, которые и исторически, и содержательно не имеют с византийской традицией ничего общего. Однако базовый принцип, когда отсутствует единый источник изображения, а образ создается в пространстве под воздействием многих динамически меняющихся форм, делает их типологически родственными.

При всем различии технологий, эстетики, содержания, можно говорить об  определенном типе образов, во многих отношениях противоположном западно-европейскому пониманию «плоской картины».

Цель семинара — обсуждение иного способа художественного видения, развивавшегося в древнем и средневековом искусстве, затем вытесненного, но вновь обретаемого в наши дни.  Осознание существования данного историко-художественного пласта стало возможным в контексте новой теории иеротопии, рассматривающей создание сакральных пространств как особую сферу творчества (Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006).

В рамках семинара пройдут заседания, посвященные как конкретным примерам «пространственных икон» в разных культурах мира, так и теоретическим проблемам искусствоведения и актуальной художественной практики.

Заседания семинара проходят в Белом зале Президиума Академии художеств по адресу: ул. Пречистинка, д. 21. Проезд до ст. м. “Кропоткинская”, “Парк культуры”

Об авторе презентации:

Павел Семенович Лунгин

Окончил Отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ(1971) и Высшие режиссерские курсы (1980).
Первый фильм Лунгина «Такси-блюз» принес ему приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале (1990).
Среди главных работ: фильмы «Луна-Парк», «Олигарх», «Свадьба», телесериал «Мертвые души», «Остров» (2006).
Сейчас режиссер закачивает работу над фильмом «Царь» («Иван Грозный и митрополит Филипп»), который должен выйти в прокат к лету этого года.

С информацией о семинаре можно также ознакомиться на сайте РАХ

Материалы других заседаний семинара

Первое заседание семинара (на сайте РАХ)

А.М.Лидов. Вступитальный доклад (стенограмма)

 

 

 


Второе заседание семинара (на сайте РАХ)

О.Кулик. Современный литургический перформанс.
Опыт создания пространственной иконы
(стенограмма)

 

 


Третье заседание семинара (на сайте РАХ)

В. Мартынов. От иконосферы к иконе гламура.
В поисках нового сакрального пространства.
 (стенограмма) 

 

 

Материалы предоставлены организаторами семинара.