23 марта состоялось очередное заседание семинара. С докладом «Постсоветские мифологии в “большом времени” русской культуры: структуры повседневности» выступил доктор филологических наук, профессор Литературного института Иван Андреевич Есаулов.

Во вступительном слове С.С. Хоружий подчеркнул, что тема, вынесенная докладчиком на обсуждение — весьма злободневная: “постсоветские мифологии”. Однако важно вывести такую тему из публицистики на концептуальный уровень. Иван Андреевич Есаулов представляет свою попытку такого концептуального рассмотрения проблемы. С.С. Хоружий заметил, что и он в свою очередь предпринимал попытки концептуализировать данную тему, но опираясь на иной подход. По мысли С.С. Хоружего, в цивилизационном организме можно выделить специальный механизм, который задается отношением развития двух ведущих традиций: духовной и культурной. Российская особенность состоит в том, что в истории России это отношение носит конфликтный характер, поэтому Сергей Сергеевич рассматривал, как этот конфликт развивается. Докладчик предлагает иной подход к концептуализации этой проблемы, что особенно интересно, и встреча двух разных подходов может оказаться весьма плодотворной.

Со своей стороны докладчик отметил, что тема для него лежит несколько в стороне от его основных интересов, но она родилась из попытки обосновать новое понимание русской словесности, исходя из выявляемого христианского подтекста. Этот подтекст не сводится к какой-либо мотивации или ременисценции, а носит характер скрытого, неосознаваемого подтекста. Выявление такого подтекста требует и особой установки наблюдателя и введения особых новых категорий филологического анализа, новой терминологической системы. Разрабатываемая тема непосредственно соотносится с тем, чем в свое время занимался Алексей Федорович Лосев. Эту работу можно обозначить уже ставшим хрестоматийным определением, которое ввел Сергей Сергеевич, а именно: “арьергардный бой русской христианской культуры”. Это бой, который вел А.Ф. Лосев, осознавая себя пленным православным воином. И изыскания докладчика — это попытка продолжить этот “арьергардный бой”. Хотя по форме понимание мифа, мифологии докладчику ближе представления Р. Барта, но “по духу” эти изыскания ближе к А.Ф. Лосеву. Иван Андреевич Есаулов рассматривает отношение “относительных мифологий” (в терминологии А.Ф. Лосева), мифологий интеллектуальной повседневности, к Абсолютному мифу, который, согласно А.Ф. Лосеву, есть православное христианское учение, причем в его московско-византийском изводе.

Главное, по мысли докладчика, ту или иную историческую эпоху определить в “большом времени” культуры (по терминологии М.М. Бахтина). Опираясь на этот концепт М.М, Бахтина, докладчик, тем не менее, в отличие от него, понимает “большое время” как время христианской культуры. По убеждению докладчика, современники не могут до конца определить время, в котором они живут. Правда во всей полноте не может быть постигнута отдельной личностью. В каждой культуре современность понимается по-разному, и она не может быть сведена к единому абстрактному “большому времени”.

В своих книгах о постсоветской мифологии Иван Андреевич Есаулов пытается выделить разные типы культур. Русская, советская, постсоветская исторические фазы относятся, по мысли докладчика, к разным типам культур.

Далее докладчик подробно остановился на трех моделях реальности, которые маркируются тремя различными местоимениями (Эпоха “Мы”, Эпоха “Я” Эпоха “Ты”).

Материалы семинара

АУДИО доклада

Тезисы доклада