23 октября состоялось очередное заседание семинара. Оно было посвящено антропологическим практикам в театре. Экспериментальная театральная Лаборатория метода “ТОТ” показала спектакль “Диалог” по драматургическим произведениям Антона Павловича Чехова.

 

Открывая семинар, С.С. Хоружий во вступительном слове отметил, что театральная антропология является одной из постоянных линий работы семинара.  И она, безусловно, проходит под знаком Ежи Гротовского, который в своих творческих исканиях сознательно пошел по пути соединения театра и антропологии. Его театральным экспериментам было посвящено два заседания семинара ( 23.12.2009; 20.01.2010 ), на  которых проводился философский анализ антропологии театра Гротовского.

Сегодняшний семинар продолжает линию исследования театральной  антропологии, но также и линию исследования диалога, коммуникации. Этой теме также был посвящен ряд заседаний семинара.  Спектакль по драматическим произведениям Антона Павловича Чехова, который предлагает нам Театральная лаборатория метода “ТОТ”, давно сотрудничающая с Институтом синергийной антропологии, называется “Диалог”. Название интригующе-провокационное. Чехов известен в мире тем, что в своих пьесах ярко показал невозможность диалога между людьми, феномен “отсутствия коммуникации”. Тем интереснее узнать, как Театральная лаборатория увидела и проинтерпретировала тему диалога в чеховских произведениях.

Антонина Евгеньевна Ростовская, руководитель Театральной лаборатории, во введении к спектаклю сказала, что для их коллектива очень важно показать спектакль, важен зритель и его реакция. Присутствие зрителя на спектакле собственно и создает эти ситуацию диалога. Ведь без зрителя невозможно и само “высказывание”, невозможен спектакль как “высказывание” или “про-из-ведение”, если воспользоваться термином Хайдеггера. Это значимое “молчаливое присутсвие” — такое будет и в спектакле.   

Спектакль “Диалог” является лауреатом международного театрального фестиваля “Мимолёт” в номинации: «За лучшую драматургию спектакля».
Основой спектакля “Диалог” является тема любви. 
В качестве материала взяты пьесы A.П. Чехова  “Чайка”,  “Дядя Ваня”,  “Свадьба”.
Спектакль построен в форме сменяющих друг друга высказываний. Суть диалога – через освобождение от внутреннего коллапса прорваться к целостному и полному существованию.
На сцене две женщины – говорящая и слушающая. Внимающее присутствие одной из героинь даёт возможность другой героине  высказаться и, тем самым, состояться диалогу, как событию. 
Высказывания воплощают разные истории любви или ее отсутствия шести женских образов в пьесах А.П. Чехова (Нины, Маши, Аркадиной из “Чайки”; Сони и Елены Андреевны из “Дяди Вани”; Змеюкиной из “Свадьбы”). Шесть разных историй, характеров и судеб…

В спектакле участвуют: Светлана Панина и Людмила Лосева.

Светлана Панина

Людмила Лосева

После спектакля состоялась дискуссия

Подводя итог дискуссии, С.С. Хоружий заметил, что диалог можно рассматривать как желание или предмет стремления и как осуществленность. В спектакле, по мысли С.С. Хоружего, присутствует напряженность между диалогом как заданием и диалогом, который есть “осуществленность”. И эта напряженность выражена в двух женских фигурах, одна из которых отстраненно присутствует при монологе другого женского персонажа. Со сменой ролей “говорящего” и “присутствующего” ситуация не изменяется, и напряженность между желанием-стремлением и осуществленностью диалога повторяется. И это есть своеобразное взаимодействие как между персонажами, так и внутри каждой структуры индивидуального сознания. И это — действительно, Чехов. 

Сцена из спектакля

Сцена из спектакля

В заключение С.С. Хоружий поблагодарил сотрудников Театральной Лаборатории и всех присутствующих за участие в семинаре.

Фото с семинара

Обсуждение спектакля

 

Участники Театральной Лаборатории рассказывают о работе в спектакле

Жаркая дискуссия